Франко Скалья: улыбка и внимание к деталям | Фитнес Эксперт | Fitness Expert (отраслевая бизнес-площадка)

Франко Скалья: улыбка и внимание к деталям

06.11.2011 technogym, technogym, франко скалья, franco scaglia, дизайн фитнес клуба, дизайн велнес спа, архитектура фитнес, проект фитнеc клуба, проект велнес клуба

В гостях у Fitness Expert знаменитый итальянский дизайнер SPA, фитнес-центров, отелей и баров Франко Скалья (Franco Scaglia) – и он делится идеями о собственном становлении и тонкостях дизайна различных фитнес- и SPA-проектов.

Fitness Expert (FE): Франко, расскажите о себе: где родились, учились, как начали работать и почему вы стали дизайнером?

Франко Скалья (Франко): Я родился в Брешиа, небольшом городке на севере Италии, много лет назад – точнее, 57. Учился в Венеции, а спорт всегда был моим увлечением. Мотокросс и регби долгое время были основными видами, в которых я дорос до профессионального уровня, а в остальном, как мне кажется, перепробовал все мыслимые спортивные активности ради соревновательного азарта и оправданных усилий, которые всегда поднимают настроение.

Стремление же стать архитектором и дизайнером, напротив, не было велением души, скорее, это было поступательное движение с рядом событий, где судьба сыграла не последнюю роль. Сначала я был спортивным журналистом (еще в институте), после выпуска жизнь сложилась так, что журналистику я вынужден был бросить – и ее место внезапно заняла архитектура и дизайн. И в этом плане я, возможно, «архитектор поневоле» или «по воле случая».

FE: А почему вы сделали ставку именно на дизайн фитнес-клубов?

Франко: Работа в сфере велнеса и фитнеса тоже не была избрана целенаправленно: просто первый проект я много лет назад делал по знакомству, но мне понравилось, а потому было довольно просто продолжить в том же ключе, тем более, что в те давние годы «дизайн-проектам» тренажерных залов уделялось не такое огромное внимание. Хотя в то время, стоит признать, залы казались мне непривычными, поскольку мой фокус всегда был направлен на outdoor-активности.

По факту я с самого начала стал видеть фитнес-центры наподобие ночных клубов (я вообще порой ночь предпочитаю дню) или наподобие отеля, а вовсе не места, где полностью отдаются занятиям и только занятиям.

FE: У вас есть какой-либо определенный стиль в дизайне? Расскажите о нем.

Франко: Я уверен, что каждый дизайнер обладает собственным стилем. Нравится это дизайнерскому сообществу или нет, но похожих стилей нет. Исключение составляют только признанные эксперты по детальному копированию проектов. Но это касается не только всех областей дизайна, но и любого искусства.

Я себя не отношу к какой-то конкретной школе архитектуры и дизайна. Люблю быть минималистичным, но не перегибать, я также не люблю излишне удивлять, моя задача просто сделать удобную для посетителей обстановку. Комфорт и элегантность – вот мои ориентиры, поэтому я и люблю работу с материалами, светом и цветом.

FE: Есть какие-то особенности в проектировании фитнес-клубов в отличие от других помещений?

 

Франко: Проектирование фитнес-клуба требует огромных знаний, прежде всего, а чувство стиля уже на втором месте. Если ты не знаешь, какими потоками посетители передвигаются по клубу, если не знаешь, сколько их – и как часто они бывают в клубе, если не знаешь, сколько стоит создание и поддержание клуба в рабочем состоянии, если не знаешь, что приводит клиентов сюда, то ты не сможешь ничего спланировать. Каждое свободное пространство, каждая функциональная зона должна иметь свою логику, поскольку комфорт складывается не только из удобства для клиента, но и из удобства для управленцев клуба, что в общем и целом продвигает бизнес.

Можно сделать очень привлекательный внешне клуб, но из-за неверной планировки функциональных зон он окажется не удобным для посетителей, а если это так, или даже если клуб спланирован так, что затраты на уборку превышают среднерыночные, то это уже указание на то, что клуб скоро «провалится».

Бывают случаи, когда планировка здания такова, что сделать идеальный проект не представляется возможным, и в этом случае необходимо сразу привлекать внимание хозяев клуба к этому, акцентировать внимание, что данная архитектура не подходит для фитнеса – это вопрос профессиональной чести.

Я слежу за тем, что делают коллеги, и я внимателен к чужим проектам, новым тенденциям в развитии дизайна, поскольку все это помогает мне выполнять работу качественно. Но при всем при этом я считаю, что никакой победной формулы вывести все равно нельзя. У каждого проекта своя история, свои зацепки, это как хорошо скроенный костюм по конкретной фигуре. Это работа с конкретными ценностями, конкретными потребителями, конкретным зданием.

Клуб в центре города не может и не должен походить на клуб в спальных районах. Опять же, разными будут клубы зажатый между домами, подземный, с видом на море или в заснеженных горах. Я бы не советовал менять планировку, но само местоположение, само здание всегда будет влиять на избранный стиль, образ, свет.

В любом случае важно помнить, что люди приходят в клуб не только заниматься, им должно быть комфортно здесь отдыхать или встречаться со знакомыми. Поэтому клуб, который по приятельски приветствует тебя, который привлекает элегантностью, который вызывает положительную эмоцию с первого же взгляда – это идеальный клуб, но он должен быть идеален при развороте на все 360 градусов в любой его точке.

FE: В США, например, стремятся минимизировать какой-либо дизайн. Очень много фитнес-клубов располагается в небольших помещениях с простым интерьером, где просто "расставлено" оборудование. В России - наоборот наблюдается обратная тенденция, и многие проекты делают ставку на дизайн. Какой подход вам ближе?

Франко: Я действительно считаю, что дизайн очень важен для успеха – будь это тренаженый зал или велнес-клуб, это мне подсказывает десятилетний опыт удачных проектов. Но тут главное, что дизайн – это не обязательно роскошь, правда. Чаще это как раз простые формы и цвета. Дизайн – это атмосфера и внимание к деталям. Для клиентов ауру комфорта клуба создают не только эмоции, но и тактильные ощущения.

Если клуб пытается прорваться к успеху по кратчайшему пути, то он может попробовать поиграть со светом, материалами и цветами, считая это более важным, чем, скажем, уровень тренажеров. Но в каждой из крайностей мы забываем еще и другое: ни дизайн, ни качество оборудования не заменят самого важного. Клуб – это люди. И ничего не заменит клиенту улыбку секретаря ресепшн и внимательности тренера.

FE: Традиционный вопрос: над каким проектом вы сейчас работаете? Что в планах?

В настоящий момент я как раз работаю над проектом трех клубов Virgin Active в Италии, занимаюсь интерьерами лиссабонского клуба, а также разрабатываю SPA в Москве (если не считать совсем недорогих проектов для различных предпринимателей). Параллельно веду проект отеля – и вот незадача, там совсем не будет фитнес-залов. А также у меня есть долгосрочный проект партнерства с крупной итальянской компанией, создающей SPA-продукты по всему миру. К тому же я мечтаю продолжить работать в Москве и в России, поскольку итальянский стиль в российских условиях может стать фантастическим миксом.