Semper in motu | Фитнес Эксперт | Fitness Expert (отраслевая бизнес-площадка)

Semper in motu

20.02.2014 Fitness Expert Digest, фитнес эксперт, персона

Движение для нее – жизнь, а вечный двигатель – искусство в широком его понимании. Татьяна Соломоновна Лисицкая, мастер спорта по художественной гимнастике, профессор РГУФКСМиТ, кандидат биологических наук, президент МОО «Федерация фитнес-аэробики», автор книг, ведущая программы «50+» на телеканале «Живи» и просто интересный человек, своей активной жизненной позицией доказывает, что спорт неотделим от интеллектуального и эстетического развития, а главное в жизни – отнюдь не регалии и победы, а след, который оставляешь в истории.

О спортивной семье и любви к танцам

Сколько себя помню, я всегда любила танцевать. В детстве самым большим удовольствием было надеть мамино платье, вымазать на себя всю ее косметику, пока она не видит, включить музыку и танцевать. Мне всегда нравилось придумывать разные образы. Игрушек у нас тогда почти не было, старшая сестра рисовала мне кукол, и я делала какие-то постановки. А лето мы проводили на даче, туда приезжали братья и сестры, и мы тоже что-то постоянно придумывали.

С 7-8 лет я начала заниматься фигурным катанием, кстати, в группе с Татьяной Тарасовой. Но танцевальной программы тогда не было, поэтому я перешла в художественную гимнастику, было такое общество «Трудовые резервы». И очень быстро стала мастером спорта, чемпионкой Москвы, вошла в сборную по художественной гимнастике. Постоянно ездила на сборы, но училась при этом хорошо, окончила школу с медалью. Куда бы мы ни приезжали, я сама договаривалась с директорами школ, чтобы продолжать заниматься. Учиться было легко и интересно: старшая сестра всегда любила читать вслух, я ее слушала и запоминала, поэтому учеба всегда была в удовольствие.

А еще я из спортивной семьи: папа был заслуженным мастером спорта, заслуженным тренером СССР, мама – лыжницей. Так и соединилась любовь к танцам, к движению со спортом.

И все-таки творческая составляющая всегда была ближе: в фигурном катании было самое интересное не лед, а хореография. Когда я занялась художественной гимнастикой, тренер по хореографии уговаривала маму отдать меня в училище, но мама не считала танцы профессией. А мы все-таки в то время росли в более патриархальной среде, и с решениями родителей спорить было не принято. Но и в физкультурный я тоже поступила не сразу, сначала я пошла в авиационный, проучилась там год, учиться было легко, но через год я окончательно поняла, что это не мое. Тогда у меня в первый и последний раз начал падать гемоглобин, то есть тело просто не принимало такой путь. И после первого курса я перешла в Институт физической культуры и спорта. Отучилась, закончила аспирантуру. На последнем курсе я уже стала работать у нас в институте.

О своем пути в художественной гимнастике

После окончания аспирантуры я много работала в Федерации художественной гимнастики СССР, возглавляла судейскую коллегию. Но главным своим достижением в этой области считаю разработку методики подготовки спортсменов, благодаря которой победы не доставались потерей здоровья. Официально я была руководителем комплексной научной группы. Тренеры раньше спешили, растягивали одну ногу, а вторая оставалась незадействованной, и в какой-то момент спортсменов «перекашивало» (возникали проблемы с позвоночником). Основные наши соперницы – болгарские гимнастки – были вынуждены делать серьезнейшие операции. Все спортсмены, которые тренировались по нашей методике, уходили из спорта не только чемпионами, но и здоровыми людьми. Помню, к нам приезжала Майя Плисецкая и с большим интересом наблюдала за тем, как мы тренируемся, мы уже тогда выполняли равновесия, повороты, прыжки с большой амплитудой, которой не было у артисток балета. Тогда наши гимнастки победили на Олимпийских играх в Сеуле (Марина Лобач) и в Барселоне (Александра Тимошенко). За что я, кстати, получила медаль «За трудовую доблесть».

Об аэробике

А потом начала развиваться аэробика. Почему я ушла из гимнастики? Наступает такой момент, когда ты понимаешь, что в этом театре ты уже сыграл свои лучшие роли и пора идти дальше. Мне захотелось чего-то нового. Мне вообще всегда хочется двигаться вперед и учиться чему-то, я это делала всю жизнь и продолжаю делать сейчас. Я ходила на курсы ГИТИСа, в «Крылья Советов», где училась с мальчишками брейк-дансу, потом ходила на рок-н-ролл, классические и современные танцы, были даже народные. Причем до сих пор очень хорошо помню все движения, построение танцев. Даже при выезде на Игры доброй воли в Америку, когда заканчивались соревнования, я не шла в отель или по магазинам, я искала, где можно потанцевать, всякие джазовые клубы, ведь американцы очень открытые, у них всегда найдется пара тапочек для занятий. Этим летом я гостила у дочери в Испании и даже там училась новому для них направлению – hippopression. Это программа реабилитационного характера, в основном направленная на укрепление мышц малого таза, она очень своеобразная, и я брала частные уроки. Потом приходила домой, отрабатывала перед зеркалом, потому что программа довольно сложная. В общем, в какой-то момент в художественной гимнастике просто не осталось неизведанного, захотелось другого, я увлеклась аэробикой. Спорткомитет СССР начал развивать это направление. Мне помогли пригласить американцев, занимавшихся этим направлением. Они приезжали, проводились семинары у нас в институте  в «Олимпийском» давались площадки. Мы даже устроили поездку для американских специалистов, собрали инструкторов из различных штатов, привезли сюда. Проводили семинары в России и в Белоруссии. Конечно, гости натерпелись страху на наших зимних дорогах, но было интересно. Мы сделали колоссальный скачок за маленький промежуток времени, и это получилось благодаря тем ребятам, с которыми мы работали. Им было это интересно, мы горели своим делом. Кстати, сейчас они ведущие специалисты в области фитнеса. Это чемпионы мира, Европы, СССР Ольга Буркова, Юра Сиухин, Анжела Кувшинникова, Радик Саитов и др.

О путешествиях и переездах

А потом, когда все распалось, старший тренер Наталья Кузьмина уехала работать в Японию, а я уехала в Германию, у меня тогда в Германии уже была переведена книга, было имя. И там я прожила десять лет. Четыре года работала со сборной в Бремене и Штутгарте. А потом я открыла фирму и стала самостоятельно работать, давала семинары, консультации. Работала в Малайзии, оттуда слетала в Австралию. Год был контракт в Дании: каждую пятницу улетала из Гамбурга, а в воскресенье возвращалась. Кроме того, был еще контракт в Австрии по подготовке тренеров. Где-то работала на английском, где-то на немецком, так что языки изучила очень хорошо.

До этого дважды была в Мексике: один раз на Олимпийских играх, второй – с командой по аэробике. Несколько раз была в Америке. Не была разве что в Африке… хотя нет, заезжала ненадолго в Марокко.

О телевизионных проектах

После Германии я вернулась в Москву, пошла преподавать в институт. Потом в моей жизни появился проект на телеканале «Живи». Я очень рада, потому что лет мне уже было немало, но в этой области не было возможности реализоваться, а идеи создания программ имелись. Все получилось случайно и очень забавно. Мой приятель Вячеслав Белоковский, преподававший в театральных училищах, пригласил меня встретиться. Мы встретились, выпили кофе, и он мне говорит: «Пойдем, сходим на кастинг, я обещал тебя привести, здесь рядом». Поскольку он мой приятель, мне было неудобно отказать, и мы пошли. На площадке сразу увидела много знакомых, и мы начали снимать без всякого кастинга. Это был интересный период.

О самом главном

Но все это не самое большое везение в моей жизни. Когда мне было чуть больше двадцати, через своего мужа я попала в круг художников. Искусство всегда было основой моей жизни, питало ее. Тогда мы познакомились с художником Дмитрием Дмитриевичем Жилинским, действительным членом Академии художеств, заслуженным художником РСФСР. Я много позировала, в том числе и для картины «Адам и Ева», и для образа Марии-Магдалины. Для меня это не составляло труда, ведь я умела управлять мышцами. А его жена Нина Жилинская была скульптором. Я была почти членом семьи, могла приехать и, застав их за работой, не мешала, просто садилась и читала книги по искусству. Могла помочь, попозировать. Например, если Нине нужно было посмотреть, как фигура выглядит в той или иной позе. Помню, когда она работала над скульптурой Анны Ахматовой и ей нужно было посмотреть, как располагается пятка в определенной позе, я позировала. Так что иногда позировала просто для пятки Ахматовой. Но это было чудесно, ведь она не просто создавала скульптуру, она изучала личность, и тогда мы много читали из поэзии Анны Ахматовой. Самое большое везение в моей жизни – это то, что вся моя сознательная жизнь прошла вместе с ними. Я общалась с очень интересными людьми. Почувствовать искусство так, как с ними, я не смогла бы никогда. А понимание искусства переносится на всю твою жизнь, и на профессию тоже.

О нынешних проектах и планах

Сейчас мы совместно с моей подругой и коллегой Ларисой Новиковой пишем учебники по физической культуре для дошколят и школьников (уже вышли книги для 1, 2, 3-4 классов). Туда входит сам учебник, методичка для учителя и дневник для ребенка, в котором он может разгадывать кроссворды и в игровой форме усваивать информацию. Работаем с издательством «АСТ-Астрель». В процессе работы уже находится учебник для 5 класса. Берем интервью у выдающихся спортсменов, хотим, чтобы книжка была живая. Есть странички про чемпионов: мне всегда было обидно, что американцы, например, знают не только своих чемпионов, но и мировых, а мы даже своих быстро забываем. Еще там описана история Олимпийских игр, все, конечно, на языке детей.

Учебник предусматривает базовую часть, соответствующую основной школьной программе, и часть для дополнительных занятий. Для нас было важно показать, что физическая культура – часть общей культуры человека. Она развивает, учит управлять своим телом, помогает вырабатывать коммуникативные навыки, и это важно для любых будущих профессий. Кроме того, любая физическая активность – это хороший способ совместного времяпрепровождения родителей и детей, а это очень важно, особенно сейчас, когда семьи разобщены. Этому тоже уделяется внимание в книге. И в таком ключе мы планируем выпустить учебники для всех классов.

Главные цитаты

Успех – это возможность реализовать себя в том направлении, в котором хочется. Выполнить свою миссию.

Я очень благодарна всем людям, которые меня окружают. Перед сном я всегда говорю спасибо всем, кто мне помогает, и прошу прощения у тех, с кем отношения не сложились.

Меня часто спрашивают, что нового я привнесла в фитнес, и я, не затрудняясь, отвечаю: спортивный принцип. Я тренирую всегда так, будто мы готовимся к Олимпийским играм. Это касается не величины нагрузки (она у всех разная – по возможностям и потребностям), а отношения к делу, то есть психологический настрой и отдача по каждому, пусть простейшему, пустяковому движению. Только в таком случае можно достичь целей, а мне важно, чтобы человек достиг результата и, конечно, получил удовольствие.

 

Fitness Expert благодарит за помощь в подготовке материала компанию Qubo3 и лично Анну Морневу.